Abstract:
Статья посвящена исследованию истории развития отечественного школьного образования в трудах
советских ученых Казахстана. Авторами были проанализированы работы ведущих исследователей со-
ветского периода, среди них труды А.И. Сембаева, Х.И. Бисенова, Р.О. Балгозиной, Ж.Е. Утебалина,
А. Байтурсынова, Р.Б. Сулейменова, В.Т. Ермакова, Л.М. Зак, Ш.Ю. Тастанова. Были проработаны ис-
торические источники, содержащие архивные и статистические данные. Определены основные пре-
имущества и недостатки советских исследований проблем развития школьного образования в услови-
ях жесткого политического и идеологического прессинга. В частности, учитывая специфику кочевого
и полукочевого образа жизни и перехода к оседлости, ученые отметили важность внедрения началь-
ного и среднего образования в сельских районах, была отражена масштабность реализации задач все-
обуча в республике. В качестве подтверждения приводились данные и по численности педагогическо-
го корпуса Казахстана. Авторами сделаны выводы о том, что образовательная, половозрастная, соци-
альная и партийная структура педагогических кадров Казахстана в различные периоды социально-
экономического развития страны требует своего детального рассмотрения. Некоторые идеи алашор-
дынцев могут показаться современным педагогам весьма актуальными, в частности, по вопросам язы-
кового обучения и автономности школ. Исследователи отмечают, что в меньшей степени исследова-
телей привлекали вопросы содержания и методики образования и воспитания. Образовательный про-
цесс рассматривался в основном с внешней стороны, и это изучение носило зачастую формальный ха-
рактер. Преобладание историко-партийной направленности исследований привело к тому, что поли-
тика центральных партийных органов и деятельность местных партийных организаций в историче-
ских трудах выступали основными факторами развития системы образования, которые оказывали ре-
шающее воздействие на их эффективность и результаты.