Abstract:
В статье рассмотрен подход к методике преподавания теоретической физики с использованием логи-
ко-структурных схем. Данный подход основан на методе геометрических идей и позволяет системати-
зировать и структурировать знания студентов физических специальностей в области теоретической
физики. А именно в статье показано, как соотносятся различные физические теории (релятивистская
теория относительности, электродинамика, квантовая механика, канонический формализм) с лежа-
щими в их основе геометриями (пространство Минковского, симплектическая геометрия и др.) и как
они, взаимно дополняя друг друга, оказываются частями единой геометрической картины мира. Пред-
ставленные логико-структурные схемы построения теоретической физики, основанные на различных
вариантах сопоставления понятий о пространстве, времени и массе, вытекающих из соответствующих
философских логик, явным образом демонстрируют существование глубокой взаимосвязи между
представлениями о формах материи и пространственных многообразиях, в которых описывается тот
или иной вид материи. Как следствие, из этой взаимосвязи вытекает идея структурирования теорети-
ческой физики. Приведенный подход в виде логико-структурных схем дает возможность системати-
зировать сложные и глубокие разделы теоретической физики и найти в них общее связующее звено,
опираясь на которое можно попытаться объединить всю теоретическую физику.