Abstract:
В статье исследованы теоретические и практические вопросы в аспекте идентификации наличия (или
отсутствия) в физических лицах специальной правосубъектности, необходимой для приобретения ими
такого конституционно-правового статуса, как глава государства. Учитывая доктринальную
неоднозначность понимания дефиниции «правосубъектность» и ее составляющих, а также
законодательную неопределенность этой дефиниции, автором статьи сформулировано понятие
«правосубъектность», проанализированы ее составляющие. Установлено, что правосубъектность
главы государства — это закрепленная в законодательстве и обеспеченная государством его
юридическая возможность и личная способность, определенные на основе установления соответствия
конституционно-правовым требованиям, осуществлять государственно-властные полномочия
в соответствии со своим функциональным назначением в механизме государственной власти. Сделан
вывод, что конституции стран мира закрепили практически одинаковый подход к установлению
специальных требований к кандидату на пост главы государства. Такими критериями являются:
возраст, политико-гражданская и национальная принадлежность, ценз проживания, нередко
религиозная определенность, порядок занятия поста главы государства (инаугурация, коронация),
основания и порядок прекращения полномочий, срок компетенции, порядок временного замещения
главы государства, имущественный ценз (денежный залог). Установлено, что такие требования
играют роль определенных «юридических фильтров», благодаря чему обеспечивается более
качественный подбор кандидатов на этот важный государственный пост. На основе сравнительного
анализа конституционного законодательства установлены критерии, необходимые для приобретения
статуса главы государства в монархиях и в республиках. Предложено внести изменения в
национальное законодательство с целью усиления «юридических фильтров» для кандидатов на пост
главы государства.