Abstract:
Начиная с начала 1990-х гг., во многих школьных и вузовских учебниках, учебных пособиях, а также
научных статьях, публиковавшихся на постсоветском пространстве, в описаниях событий Октября
1917 г. их обозначение как «революции» стало подменяться понятием «переворот». Причем очень
часто явно или имплицитно здесь усматривались коннотации и смыслы, схожие с популистскими текстами, где выдвигаются различные домыслы о «заговоре всемирного еврейства» или о том, «как
большевики за тридцать сереброников продались кайзеровской Германии». В настоящей статье предпринимается попытка показать научную несостоятельность этих конспирологических мифов, а также
предложить аргументы по вопросу о том, почему Октябрь 1917 г. являлся именно революцией, а не
неким переворотом. Авторами подвергается критике устойчивый стереотип советской историографии,
который по инерции перешел в современную публицистику, а именно миф о том, что социальной базой Октябрьской революции, ее ведущей силой выступал рабочий класс в союзе с крестьянством.
В этой связи в статье анализируется социальная структура Российской империи накануне революции,
показывается, что абсолютно доминирующими стратами предреволюционного социума являлись обширнейшие маргинальные слои и пауперизированные массы населения. Именно их стихией был движим Октябрь 1917 г. Кроме того, в статье показывается, по каким причинам в Казахстане Октябрьские
события имели характер «городской революции», почему аул и деревня Края пассивно восприняли
их. Эти моменты исследуются через анализ характеристик аграрно-традиционного массового сознания. Хотелось бы надеяться, что настоящая статья будет некоторым образом способствовать актуализации дискурса по поводу бурно взыгравших в последнее время в исторической публицистике мифотворчества и профанаций научного знания. Материалы статьи могут быть интегрированы в вузовские
учебники, учебные пособия, школьные уроки и лекционные курсы по истории Казахстана и всемирной истории, читаемые в вузах республики.