Abstract:
В статье рассмотрены подходы к выделению компонентов бизнес-модели. Современные представле-
ния о бизнес-модели базируются на четырех её элементах: что (предлагаемая ценность), кто (целевые
потребители), как (механизм создания и предложения ценности потребителю) и почему (механизм из-
влечения и присвоения доходов от реализации ценности потребителю). Выделены стратегическая
и операционная модели, которые отражают характер принимаемых фирмой решений. В рамках пер-
вой выводятся такие элементы, как: ценностное предложение, потребительские сегменты, ключевые
ресурсы, ключевые виды деятельности. В рамках второй выводится операционная модель: логистиче-
ского, маркетингового обеспечения деятельности и источников коммерческого эффекта. Разработана
принципиальная схема бизнес-модели через призму концепции социального предпринимательст-
ва в контексте целевых групп. Данный подход соединяет самую простую схему модели, состоящую
из 4-х элементов, и инклюзивный подход к социальному предпринимательству, отражающий роль
целевых групп в модели. Авторами отмечено, что особенностью конструирования бизнес-моделей
в социальном предпринимательстве является то, что в основе любой модели находится теория соци-
ального воздействия. Эта концепция помещает создание социального эффекта в центр любой органи-
зации и его получение считает ценностью, равной экономически создаваемой ценности.