Abstract:
Представленная работа посвящена вопросам практической ориентации семинаров по теме «Специ-
альная теория относительности». Современные тенденции ориентации высшего образования на прак-
тические нужды, с которыми будут иметь дело будущие специалисты — выпускники высших учеб-
ных заведений, диктуют новые требования к организации учебного процесса. Удовлетворение этих
требований встречает серьезные затруднения, когда речь начинает идти о сильно абстрагированных
дисциплинах университетского курса теоретической физики. В частности, дисциплина «Электроди-
намика», изучение которой неотделимо от изучения специальной теории относительности, является
ярким примером такой ситуации. Тем не менее на основе огромного имеющегося учебного материала
по этой дисциплине можно сделать подборку задач и заданий, которые будут направлены на форми-
рование практико-ориентированного мышления у студентов. Все практико-значимые задачи
мы условно делим на три типа: парадоксальные, или фантастические, задачи по физике элементарных
частиц высоких энергий и задачи, определяющие свойства электромагнитного поля и излучения. Та-
ким образом, в процессе преподавания устанавливаются межпредметные связи (с радиофизикой,
ядерной физикой, астрофизикой и космологией) и вырабатывается понимание студентами практиче-
ской значимости изучаемого материала.