Abstract:
Вопросы, поставленные в статье, посвящены половым и возрастным особенностям когнитивной дея-
тельности подростков. Здесь деятельность характеризуется как активность, возникающая с какими-то
потребностями человека. Ведущая деятельность подростков — интимно-личностное общение. Поэто-
му когнитивная деятельность в жизни подростков по сравнению с такими потребностями, как само-
идентификация, самоопределение, самоутверждение, составляющими структуру личности, не имеет
ведущего значения. Особенности, уровень развития когнитивной деятельности подростков в статье
объясняются взаимосвязью компонентов, входящих в когнитивную сферу: восприятие, внимание, па-
мять, мышление, воображение и эмоционально-волевые процессы. Отмечается, что чем больше эти
компоненты соответствуют возрасту, тем выше эффективность когнитивной деятельности. Другой
вопрос, которому уделяется пристальное внимание, — это эмоциональное содержание когнитивной
деятельности подростков, связанное с половым созреванием. Так, подростки в сталкиваемых ситуаци-
ях, в том числе в учебном процессе, проявляют высокую эмоциональность. Отмечено, что сама когни-
тивная деятельность также повышает у них эмоциональный тонус. Учитывая это, когнитивная дея-
тельность подростков должна связываться с их самоидентификацией, самоопределением и другими
потребностями. В таком случае подростки в учебном процессе будут проявлять моделированную,
сознательную, производительную, интегративную, т.е. когнитивную, деятельность.