Abstract:
В статье представлен краткий обзор исследований в гуманитарных науках; в последние годы возрастает интерес к диалогу в различных дисциплинах, включая историю, философию, культурологию, искусствознание, социальную психологию, литературоведческие науки, лингвистику. Подчеркнуто, что
основоположником диалогового способа обучения является Сократ. Методологически диалог и как
научное понятие, и как философский феномен восходит к искусству слова: большинство теоретиков
связывают его с концепцией М.М. Бахтина. Посредством диалога осуществляется приобщение к культурам. На основе теории диалога в педагогических исследованиях разрабатываются различные образовательные модели. Показано, что диалог на занятиях искусствоведческо-эстетического цикла – это
творческий процесс. Сравнивается диалоговая ситуация с проблемной, пробуждающая «дух исследования». Приведены креативные диалоговые ситуации из личностного художественно-педагогического
опыта: Сократовские диалоги «Талант – дар или бремя?»; дискуссия «Судьба художника, искусство,
творчество» (на примере рассказа О. Генри «Последний лист»); творческие семинары – художественные диалоги: «Художественная картина мира» русской рубежной эпохи конца XIX – начала ХХ века»,
«Поэтика русского символизма»: соответствия символизма в живописи и литературе: М.А. Врубель и
А.А. Блок.