Abstract:
В статье рассмотрены проблемы сферы обращения, такие как: определение системы оптимальных
пропорций между объемами производства, складирования и перевозок; снижение затрат издержек от
лавинообразного роста потерь при сбоях и простоях; установление рационального уровня кооперации
в системе собственно производства, хранения и перевозок; формирование рациональной структуры
потоков управленческой информации без запаздывания по отношению к производственному
процессу. Также авторами проанализированы основные направления в развитии транзитного
потенциала страны, Стратегия «Казахстан-2050» и новая экономическая политика «Нұрлы Жол».
В результате Казахстан получит не только повышение инвестиционной привлекательности регионов,
но и развитие экономики регионов, снижение транспортно-логистических издержек, развитие рынка
транспортно-логистических услуг в регионах, создание новых рабочих мест, увеличится транзитный
потенциал страны. В рамках рассматриваемой региональной дифференциации валового
регионального продукта на душу населения можно отметить значительный разрыв по этому
показателю между регионами с сырьевой структурой экономики и регионами, ориентированными на
легкую промышленность, сельское хозяйство и др. Результаты проведенного анализа дают
возможность констатировать, что сырьевые регионы по показателям производства валовой
продукции, в т. ч. на душу населения, находятся в значительно более лучшем положении, нежели
регионы, имеющие отличную от сырьевой специализацию. Как можно видеть из результатов
проведенного анализа, сложившаяся отраслевая структура экономики оказывает непосредственное
влияние на социально-экономическое положение, жизненный уровень населения регионов, величину
формируемой валовой добавленной стоимости по анализируемым регионам.