Abstract:
В статье рассматриваются вопросы формирования читательской компетентности младших школьни-
ков. На основе анализа психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме представле-
ны основные понятия, позволяющие раскрыть сущность читательской компетентности: «чтение»,
«компетентность», «компетенции», «читательская компетентность». Раскрывается сущность компе-
тентностного подхода в обучении, разграничиваются такие понятия, как «компетентность»
и «компетенция». В качестве компетенций, составляющих основу читательской компетентности, вы-
делены познавательная, ценностно-смысловая и коммуникативная компетенции. Из рассмотренных
компетенций определены уровни сформированности читательской компетентности. В результате ана-
лиза учебной программы «Язык и литература» выделены требования к уровню подготовки учащихся,
на основании которых сформулированы задачи образовательной сферы. В качестве условия, способ-
ствующего реализации поставленных задач, определено соответствие чтения основным требованиям:
правильности, беглости, сознательности и выразительности. Дана характеристика указанных требова-
ний, показаны возможные пути развития качеств чтения. Подчеркнута необходимость создания усло-
вий для формирования читательской компетентности во внеурочное время. Обозначена важность вне-
дрения курса «Основы смыслового чтения» в педагогический процесс начальной школы. Указаны
различные формы деятельности в рамках данного курса, способствующие формированию читатель-
ской компетентности младших школьников.