Abstract:
Показана ведущая роль семьи, образовательного и культурного ценза родительской референтной
группы как факторов влияния на формирование гражданского самосознания в молодом возрасте. Наи-
высший уровень гражданской активности наблюдается у тех респондентов, чьи семьи также характе-
ризуются активной гражданской позицией, участвуют в общественной и политической жизни общест-
ва. Можно резюмировать, что в молодом возрасте огромное значение на формирование патриотиче-
ских чувств и гражданских настроений оказывают различные государственные культурные и соци-
альные проекты, где молодежь не только приобщается к культурным и патриотическим источникам,
но и сама активно получает возможность участвовать в различных акциях и мероприятиях. Непосред-
ственная активность как форма проявления совместного с родителями, учителями, сверстниками, об-
щественными и государственными деятелями участия в различных общественных акциях также рас-
сматривается респондентами как мощный психологический фактор, оказывающий влияние на форми-
рование активной гражданской позиции молодежи.