Abstract:
В статье с позиций и взглядов ученых на специфичность роли знания в развивающемся обществе рассмотрены понятие и сущность интеллектуального труда на основе системно-деятельностного подхода
и ряда исследований, характеризующихся локальной направленностью на отдельные аспекты интеллектуального труда. В связи с этим поднят вопрос об актуализации интеллектуального труда и знаний в высшем профессиональном образовании. Выделены основные проблемы и противоречия для раскрытия и категориальной систематизации понятия интеллектуального труда, совокупность составляющих его элементов. Проанализированы специфика и место, сущность интеллектуального труда, факторы и условия повышения его эффективности. Показаны роль результатов интеллектуального труда в системе продуктов творческого труда и трансформация понимания института интеллектуальной собственности. Рассмотрены современные тенденции и особенности создания благоприятных условий для увеличения доли интеллектуального труда в деятельности, что должно привести к рефлексивному «онаучиванию» интеллектуального труда и выразиться в укоренении компонентов культуры труда, требующих определенного уровня интеллекта, высокой степени проявления профессиональных и общеобразовательных знаний.