Abstract:
В статье рассмотрена проблема интеллектуальной зрелости студента как личности, так как именно
студенческий возраст является наиболее значимым периодом для формирования культуры интеллек-
туального труда будущего специалиста, включающим оптимум развития интеллектуальных функций,
как высшее проявление интеллектуальной активности. Выделены базовые теории личности и их ос-
новные положения, характеризующие познавательную или когнитивную сферу интеллектуальной
зрелости личности, как совокупности ее динамически развивающихся особенностей, способствующих
превращению личности в полноценный субъект деятельности. Показано, что интеллектуальная зре-
лость, как составляющая личностного компонента в модели формирования культуры интеллектуаль-
ного труда, включает самоконтроль собственных действий, анализ их результативности, объективную
оценочную рефлексию, эмоционально-адекватную реакцию на особенности поведения. Проанализи-
рованы трактовки интеллектуальной зрелости, связанные с конечными целями формирования культу-
ры интеллектуального труда. Если достигается этап зрелости социального интеллекта и психического
развития человека, то он становится интеллектуально зрелой личностью социума. Это позволяет
определить показатели интеллектуальной зрелости развития с учётом составляющих культуры интел-
лектуального труда на основе системно-деятельностного подхода как наличие свойств личности.