Abstract:
Предметом исследования является концепт «стыд» как этическая категория, обладающая модифици-
рующим воздействием на сознание подростков — учащихся старших классов. В трудах, посвященных
исследованию данного понятия с позиций философии, социологии, психологии, этнологии, отмечает-
ся важность этой этической универсалии как механизма социальной регуляции поведения человека.
Для выявления понимания старшеклассниками понятия «стыд» был использован метод моделирова-
ния его содержательных признаков, названных подростками в процессе саморефлексии, с учетом ста-
тистических данных. В статье представлен анализ содержания этого концепта в сознании подростков,
выявлены основные содержательные признаки его лексических репрезентаций различной морфологи-
ческой природы: эмоция как опредмеченная сущность; ментальное состояние человека; связанные с
данной эмоцией ментальные процессы, происходящие во внутреннем мире человека. Определено
влияние понятия «стыд» и степень этого влияния на модификацию поведения подростка. Важным для
исследования является установление связи между существующим в сознании подростков понятием
«стыд», его смысловыми признаками и степенью его влияния на их поступки и действия, то есть оп-
ределение его эффективности как механизма социальной модификации и регуляции. В ходе исследо-
вания выявлены факторы, влияющие на недостаточную регулятивно-модификационную эффектив-
ность концепта «стыд», что свидетельствует о необходимости учета особенностей морального разви-
тия на подростковом этапе при организации целенаправленной работы над формированием представ-
лений о стыде, над включением их в практическую деятельность с целью регуляции, модификации и
коррекции этического сознания и поведения учащихся.