Abstract:
В статье на материале «Сказки о царе Салтане» А. Пушкина предпринята попытка описания модели
парадокса. Изучение парадокса осуществлено в контексте связи со структурой конфликта и сюжетом,
что способствует установлению особенностей метода работы писателя с русской народной сказкой.
Метод работы рассмотрен как с позиций отступления Пушкиным от формульной поэтики народной
сказки, так и соотношения синтагматизма фабулы и парадигматизма сюжета. Структура парадокса и
работа писателя с народной сказкой показана на примерах христианизации сюжета и образов, ирони-
ческого парафраза и пародии, особенностей композиции. Проанализированы приемы синтаксического
параллелизма. Функция антитезы исследована в ее разновидностях — архетипической и сюжетной.
Исследована роль и виды повторов как сюжетных скреп. Принцип зеркальной сюжетной симметрии
исследован как особенность работы писателя с русской народной сказкой. Объясняется двойная при-
рода воздействия автора на читателя — ребенка и взрослого: в фабульном аспекте с позиции поэтики
чуда, в сюжетном — в аспекте манипуляции, что способствует прояснению парадоксального характе-
ра пушкинской сказки. Синтагматичность фабулы стала основой выявления парадигматизма сюжета,
построенного на парадоксе, который создается отступлениями от сказочного канона.