Abstract:
Отмечено, что исследование вопросов, связанных с этнокультурной идентификацией, приводит к не-
обходимости сравнения трактовок понятия «этнос». В статье представлен обзор фундаментальных
методологических подходов в изучении этноса: примордиализма, этноисторизма, конструктивизма и
инструментализма, что позволяет учитывать большую часть совокупности факторов истории развития
и трансформации этносов. Приведены основные признаки этноисторической общности как субъективного, так и объективного характера. Цель статьи — рассмотрение исторического значения понятия «этнос» и семантико-лингвистический разбор данной дефиниции. Выявлены этнический аспект в формировании сословных, кастовых и клановых обществ на территории евразийского континента в средние века. Исследована историческая роль этнокультурных общностей в вопросе эволюции стратификации и формирования социальной структуры традиционных обществ. Подчеркнута особая роль этносов в рамках генезиса и функционирования институтов этнокультурной консолидации. Большое внимание уделено следующим ранним формам институтов этнокультурной консолидации как высшим представительским совещательным органам власти: Курултай, Альтинг, Ямтланд, Тинуолд. Сделаны выводы о том, что современная идея и воплощение нации представляют собой итог эволюции
исторически сложившихся форм консолидации этнокультурных общностей и групп.