Abstract:
В настоящее время анализ художественного текста выходит за пределы его линейного прочтения,
требует его структурного осмысления, соотношения первичной и научной интерпретаций. Современ-
ные автоматизированные информационные системы представляют широкие возможности для получе-
ния оригинального научного материала. В статье предпринята попытка проанализировать рассказ
«Чудик» В.М. Шукшина в сравнении с другими произведениями писателя с помощью инструментов
Национального корпуса русского языка (НКРЯ). Раскрыта сущность понятия «Национальный корпус
русского языка», его предназначение. При анализе художественного произведения учитывали сле-
дующие уровни анализа: заглавие текста, имена и наименования героев (их высказывания), концепты,
детали, характеристики художественного мира, интертекстуальность. Результаты данных литературо-
ведческих исследований с помощью НКРЯ в дальнейшем можно применять на уроках литературы в
школе и для проведения разных видов анализа художественного текста.