dc.description.abstract |
Появление прямых форм взаимодействия между гражданами и государственными учреждениями,
ставших возможными и широко обобщенными с помощью цифровых средств коммуникации, вызыва-
ет неподдельный интерес. Спустя два столетия, похоже, можно предположить возможность прямой
демократии, при которой результаты электронного голосования и референдума по «гражданской ини-
циативе» (также известной как «народной») будут одинаковыми, даже если представители парламента
сохранят свой представительский мандат. Этот парадокс между «прямой демократией» и «мандатом
представителя» заслуживает того, чтобы над ним поразмышляли. Речь идет о техническом развитии
функционирования демократических общественных институтов или об изменениях и политическом
переходе к другим способам управления? Во втором случае мы видим изменение интенсивности,
близкое к тому, что произошло, когда история изобрела монархию, сдержанную конституционализ-
мом, затем республику взамен монархии, затем всеобщее избирательное право в результате народного
голосования, ранее не универсальное и т.д. В данной статье предложено изучение этой новой области,
используя следующую структуру проблемы: из исторического сдвига в развитии демократии можно
сделать вывод о том, что утверждение новых принципов будет происходить в свете этого «региональ-
ного явления». Предполагаемый обратный переход от представительской демократии к прямой «циф-
ровой» демократии, несомненно, будет иметь свою региональную специфику, обусловленную разли-
чиями в историческом развитии, географическом положении и уровнем цифровизации. |
ru_RU |